Черную собаку на фотографии зовут Чери. Она внимательно слушает, как дети читают ей рассказы, сказки и другие истории. Вот так необычно в Центральной городской библиотеке им. В. Маяковского проходит занятие в рамках проекта «Собаки для жизни». Его организатор – Карина Вишнева – инструктор по дрессировке собак. Несколько лет назад проект начался с обучения двух собак породы лабрадор ретривер специальным программам для работы с особенными детьми: с нарушением слуха, речи, дцп, аутизмом.
Теперь Чери уже 8 лет и у нее два инструктора – Карина и Элина Вишневы. Вместе с ними собака каждую неделю приходит в библиотеку им. В. Маяковского, где ее с удовольствием ждут ребята из специальной коррекционной школы, которые хотят научиться читать лучше и быстрее.
«Работа с детьми – это вся ее жизнь, – рассказывает Элина Вишнева. – Когда мы даем ей команду «Чери, в машину! К детям!», то она безумно рада, потому что ждет встречи со своими маленькими друзьями».
По словам инструктора, особенность породы ретривера в том, что они очень добрые собаки, дружелюбные, адаптированы на человека и у них полностью отсутствует ген агрессии. Читая собаке, дети вовлекаются в особую игру, где нет строгого надзора, как на уроках. Если на занятии с учителем ребята часто сильно переживают и зажимаются, потому что боятся ошибиться в чтении, получить замечание, то при чтении собаке, ребенок расслабляется, чувствует свою значимость и старается, чтобы Чери понравилось его чтении.
«Собаки – не панацея! Это один из видов помощи в комплексном лечении», - отмечают руководители проекта. Ребята из специальной коррекционной школы также занимаются с логопедом – Галиной Абруковой. Она наблюдает, как дети развиваются и достигают своих маленьких побед. Как рассказала логопед, общение с собакой положительно влияет на эмоциональный фон детей, у них появляется интерес к чтению.
«У меня занимается мальчик, который читал на занятии минут 5, а потом терял интерес. Недавно заметила, что теперь увлеченно сидит за книжкой уже минут 15, – делится наблюдениями Галина Абрукова. – У детей повышается объем чтения, скорость, они делают меньше ошибок. Ну, и конечно, дети становятся более уверенными, ведь их слушает «даже собака».
Для урока с Чери, сотрудники библиотеки помогают ребятам выбрать интересные книжки. Некоторые дети успевают заранее познакомиться с рассказом, чтобы потом с выражением прочитать его собаке. Такое двойное чтение только повышает навык.
«Мне нравится читать много книжек для Чери, – говорит Оля Соколова (6 лет). – Я читала ей про животных. Чери меня внимательно слушала. Моя история ей понравилась».
«Я старалась читать хорошо, а Чери слушала отлично! Собака прикольная, она веселая, играется с нами, ей читать интереснее, а взрослые часто ругаются, – рассуждает Лиза Воловик (6 лет). – А в следующий раз я буду читать ей стишки».
Родители также замечают прогресс за те два месяца, в течение которых дети не только занимались с логопедом, но и читали собаке.
«Для меня сначала такая форма была необычна, но мне кажется, что это очень хорошие занятия, - делится впечатлениями одна из мам – Светлана Леонтьева. – Мне кажется, занятия очень помогают сыну. Ему нравится, он стремится сюда…. – А еще Чери меня больше всех слушает!», – добавляет радостно семилетний Дима Леонтьев.
Как говорят инструкторы по дрессировке собак, такие занятия полезны всем детям: и особенным, и тем, кто хочет преодолеть страх перед собаками, и тем, кто просто их любит.
Мария Чиженкова