С 26 января по 3 февраля в библиотеке – детском информационном центре идут патриотические чтения.
Начало Чтений был приурочен к Дню воинской славы России – Дню полного освобождения 27 января 1944 года города Ленинграда от фашистской блокады. Сотрудники библиотеки для чтения с детьми выбрали такие произведения, через которые можно было начать трудный и важный разговор о блокаде, голоде, холоде и недетском страхе...
В первый день Чтений гл. библиотекарь Елена Ермолаева показала мультимедийную презентацию по страницам истории блокадного Ленинграда. Особое место в презентации было отведено дневникам Тани Савичевой, школьницы, которая с начала блокады Ленинграда стала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. Дети узнали, что эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Также дети ознакомились с грустной историей девочки из книги Г. Черкашина «Кукла», чья семья эвакуировалась из блокадного Ленинграда. Бабушка и дедушка главной героини погибают в Ленинграде в самое трудное время, а сама девочка и мама, уехавшие в эвакуацию, узнают о смерти близких только после возвращения в уже неродной дом. Однажды девочка видит в витрине комиссионного магазина свою куклу Машу, которую ей когда-то подарил дедушка. Она хочет вернуть куклу, но ее уже не вернуть… Как невозможно вернуть все, что было до ужасной войны.
Понять историю блокадного Ленинграда юным читателям помогла книга «Дорога жизни» Нисона Ходзы, с которой также ознакомили их сотрудники библиотеки. Она не о сражениях и тактике обороны города-крепости, а о людях и машинах, о холоде и уникальной ледяной дороге, об уроках в бомбоубежище, о повседневной жизни ленинградцев, рассказанное на понятном детям языке деликатно, документально и познавательно.
Книга знакомит читателей с историей блокады города с первых ее дней в сентябре 1941 года до полного освобождения в 1944 году. В книге нет вымышленных персонажей, она документальна. Все, что рассказывает автор, – правда. Правда о бомбежках, эвакуации, необходимости проводить уроки в бомбоумежище, о куске блокадного хлеба размером с детскую ладонь, о печках-времянках и многом другом.
Дети по очереди перелистывали страницы книги и тщательно рассматривали каждую картинку в книге. Практический каждый разворот – новая история или факт. Текста часто немного, потому что больше любых слов о войне говорят черно-белые архивные фотографии. Их дополняют исторические карты и рисунки художника В. Бескаравайного. Иллюстрации художника позволяют пережить эту историю так, как будто это происходит с тобой и твоими родными.
В ходе чтений дети также ознакомились с такими книгами, как «Девочки с Васильевского острова» Юрия Яковлева, «Три девочки» Елены Верейской, «Дети Блокады» Михаила Сухачева, «Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой, «Мальчики из Блокады» Александра Кристинского, «Вот как это было» Юрия Германа, «Жила, была» Ильи Миксон, которые были представлены на выставке-просмотре к Чтениям.
Завершающие дни патриотических чтений будут посвящены Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году, отмечается в нашей стране 2 февраля. Сотрудники библиотеки запланировали чтения таких произведений, как «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова и «Сталинградское сражение. 1942-1943: рассказы для детей» Сергея Алексеева.
Коллектив библиотеки им. А. Гайдара уверен, что патриотические чтения способствуют воспитанию в детях гордости за подвиги прадедов, умения сопереживать, чувствовать чужую боль и мечтать о Мире на всей земле.
Анна Федорова