Жанр детективной литературы относится к одним из самых востребованных читателями. Детективный жанр включает в себя множество видов – это, прежде всего, классический детектив, интеллектуальный или психологический детектив, детектив-боевик, детектив-триллер и другие.
Во второй половине XX века в этой детективной классификации выделяется новый вид – шведский детектив, который становится особенно популярным у любителей интеллектуального детектива-драмы.
В Швеции 1960-х годов детектив стал новым вариантом реалистического романа: после войны стало казаться, что традиционные романные формы для бытописания не годятся. Криминальный роман стал способом показать социальные проблемы и раскритиковать современное общество.
Шведский детектив по большей части – это своего рода психологический триллер со своим неповторимым национальным скандинавским колоритом. Именно поэтому он так популярен, не случайно многие бестселлеры этого жанра были с успехом экранизированы на весь мир.
Родоначальниками этого жанра по праву считаются шведские журналисты Пер Валё и Май Шёваль. В 1965 году журналисты анонсировали серию из десяти детективных романов под общим названием «Роман об одном преступлении» – цикл о следователе Мартине Беке. Дела Мартина Бека вскрывают идеологический упадок и крах морали в обществе всеобщего благоденствия, как принято называть шведский социализм.
Следующее развитие шведского криминального романа связано с именем Хеннинга Манкелля. Известен он своим детективным циклом о Курте Валландере, который состоит из десяти романов, сборника рассказов и романа-сиквела, где расследованием занимается дочь Курта по имени Линда. Благодаря Манкеллю шведский детектив становится популярным во всем мире.
Венцом современного шведского детектива по праву считается творчество знаменитого шведского журналиста Стига Ларссона. Всего он создал три романа в трех разных стилях: детектив-пазл, полицейский детектив и шпионский триллер, составившие серию «Миллениум». Романы Ларссона разошлись по всему миру рекордными тиражами. В романе «Девушка с татуировкой дракона» Ларссон вывел на детективную арену яркую и самобытную героиню – ее называли «самым экзотическим борцом с преступностью за последние 20 лет». Лисбет Саландер умна, наделена несгибаемой волей, никогда не сдается и никому не подчиняется, существуя вне общества и пренебрегая его условностями.
Говоря о современном шведском детективе, нельзя не упомянуть такие известные имена, как Камилла Лэкберг («Ледяная принцесса»), Лиза Марклунд («Последняя воля Нобеля»), Ларс Кеплер («Гипнотизер»).
Современные шведы не относят детектив к жанровой или второсортной литературе, для них криминальный роман — равноправная часть полноценной художественной прозы.
Спрашивайте, читайте и открывайте для себя уникальный и интригующий мир шведского детектива!
Григорий Храмов