«Имидж библиотеки в СМИ: слагаемые успеха»


18 сен 2024 0 565

18 сентября на базе Библиотеки - центра семейного чтения им. М. Трубиной - филиала №4 МАУК «Объединение библиотек города Чебоксары», библиотек МАУК «Централизованная библиотечная система» города Пскова, ГУ «Минская областная библиотека им. А.С. Пушкина», ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека им. В.Я. Курбатова в гибридном формате прошел межрегиональный семинар с международным участием «Имидж библиотеки в СМИ: слагаемые успеха». Профессиональная встреча состоялась в рамках методического и информационного межрегионального проекта «Методическое: Чебоксары - Псков».

Поскольку тема формирования имиджа библиотеки в настоящее время как никогда актуальна, многогранна, многоаспектна, было решено посвятить ее обсуждению несколько профессиональных встреч. Предметом для обмена опытом и обсуждения в ходе первой встречи стало влияние библиотечных интернет-проектов и реализуемых социальных практик на создание положительного образа современной библиотеки. Модераторами методического мероприятия выступили: Людмила Владимировна Слабченко - Первый заместитель директора МАУК «ЦБС» города Пскова и Татьяна Николаевна Миронова, главный методист инновационно-методического отдела Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского МАУК «Объединение библиотек города Чебоксары».

Открывая семинар, Л.В. Слабченко тепло приветствовала участников, призвала библиотекарей больше рассказывать в медиа-пространстве об успешных проектах и конкурсах, об открытии и работе модельных библиотек; о том, что в библиотеках работают живые, очень интересные и умные люди; привлекать первых лиц города - это придает вес событиям от библиотеки. Особенно важна для населения, по мнению Людмилы Владимировны, работа библиотеки на сайте и в социальных сетях: «Многие узнают  о жизни библиотек именно в соцсетях, обсуждают важные темы в комментариях, получают обратную связь. Яркий пример такого продвижения - страница в ВК «Библиотеки Пскова».  

Т.Н. Миронова в своем вступительном слове пожелала участникам семинара напряженной и вдохновенной работы, результатом которой станет притягательный образ библиотеки как места, без которого современный человек не мыслит своего развития.

Уникальный интернет-проект «Имя Александра Невского на карте Пскова» представила участникам семинара Бурова Настасья  Георгиевна, заведующий отделом информационно-коммуникационных технологий  Центральной городской библиотеки  МАУК «ЦБС» г. Пскова. Проект реализован в 2021 году, в честь 800-летия со дня рождения князя и полководца Александра Невского. В рамках проекта создан краеведческий сайт  (http://nevsky-pskov.ru/.) «Материалы сайта, - рассказала Настасья Георгиевна, - дают информационную возможность каждому посетителю поближе познакомиться с личностью А. Невского, раскрыть «псковский период» его жизни, рассказать о памятных местах Пскова, связанных с именем великого князя, а также представить всю имеющуюся литературу, как для взрослых, так и для детей, в городских библиотеках. Содержательным ядром сайта является краеведческий раздел, посвященный местам и объектам в городе Пскове, связанным с именем А. Невского.  Участникам семинара были продемонстрированы все ресурсы сайта: информация о книгах, посвященных жизни и деятельности Александра Невского, имеющихся в фондах псковских библиотек; игровой блок с викторинами и игротеками по детским книгам; страница «Псковские писатели о Невском» с уникальными видеозаписями авторского чтения стихотворений, специально подготовленных писателями для размещения на сайте; раздел «Рекомендуем», в котором размещена информация о художественных фильмах об А. Невском; страница «События», знакомящая с библиотечными и региональными новостями, связанными с именем, памятными местами и событиями в честь Александра Невского. В ходе обсуждения представленного интернет-проекта участники профессиональной встречи пришли к выводу: подобные краеведческие ресурсы, дающие исчерпывающую информацию о героическом прошлом страны и выдающихся исторических личностях - своего рода фундамент для гражданско-патриотического воспитания новых поколений; таких ресурсов должно быть больше; их продвижение должно быть максимально активным не только в преддверии юбилейных дат, а постоянно.

Макарова Вера Викторовна, библиотекарь отдела художественной и детской литературы Центральной городской библиотеки им. В. Маяковского МАУК «Объединение библиотек города Чебоксары» представила проект «В поисках Писателя», получивший поддержку в конкурсе социально-культурных проектов ПАО «Лукойл» в 2024 году. Проект посвящен знаменательной дате - 555-летию города Чебоксары. Идея проекта проста, как всё гениальное. В Чебоксарах много улиц, названных именами поэтов и писателей. Команде проекта хотелось сделать ко Дню рождения родного города необычный подарок. Решили, что виртуальная литературная карта будет создана на основе конкурса видеороликов, снятых юными чебоксарцами. Участники конкурса в возрасте от 7 до 18 лет в своих работах рассказывали об объектах города (улице, доме, памятнике), носящих имена чувашских, русских и зарубежных писателей. «Ребята удивили членов жюри своим креативом - кто-то играл на барабанах, кто-то водил экскурсии, а кто-то вообще применил свои актерские таланты на все 100 процентов, - рассказала Вера Викторовна. - С результатом нашего проекта можно ознакомиться на сайте МАУК «Объединение библиотек города Чебоксары». На виртуальной литературной карте города Чебоксары «В поисках Писателя» (https://lib21.ru/page.php?target=page&id=24) выложены 22 лучших видеоролика, созданных юными читателями городских библиотек». Участники семинара с большим интересом просмотрели видеоролики, созданные победителями конкурса, и отметили, что такой опыт работы с подрастающим поколением заслуживает тиражирования и требует продолжения.

Одним из наиболее эффективных способов продвижения книги и чтения среди детей и подростков и популяризации Молодежной библиотеки им. К. Чуковского – филиала   № 1 МАУК «Объединение библиотек города Чебоксары»  является ментальная карта «Чудо-дерево сказок Корнея Чуковского». Электронный ресурс представила в своем выступлении Рожкова Мария Павловна, заведующий библиотекой. Мария Павловна ознакомила присутствующих с возможностями программ для создания ментальных карт - Word, Power Point, Mindmeister, FreemindMap, Popplet; этапами их создания; продемонстрировала ментальные карты «Чудо-дерево» сказок Корнея Чуковского» и «Добрые сказки на все времена», размещенные на странице библиотеки в социальной сети ВКонтакте. Данные ментальные карты были подготовлены в 2022 году, к 140-летию со дня рождения детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, чье имя носит библиотека. Они знакомят с основными произведениями Корнея Чуковского, предоставляют возможность прочитать их и посмотреть мультфильм по каждому из произведений. Завершая выступление, Мария Павловна отметила: «Использование ментальных карт в работе библиотеки является эффективным способом продвижения книги и чтения, активизирует интерес к изучаемой теме, и самое основное - позволяет сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. Неоспоримые преимущества этих ресурсов в том, что время их проведения не ограничено, они доступны для читателя днем и ночью постоянно. Посещение таких выставок часто является первым шагом к знакомству пользователя с ресурсами библиотеки». Свое абсолютное согласие с позицией Марии Павловны выразили все участники семинара; реакция на полученную информацию была: «Вдохновили, будем делать!».  

Крайне важную, нужную и непростую тему  взаимодействия библиотек с многодетными семьями и семьями с детьми с особенностями развития затронула в своем видео-сообщении Жаркевич Наталья Леонтьевна,  заведующий отделом маркетинга и социокультурной деятельности ГУ «Минская областная библиотека им. А. С. Пушкина». Наталья Леонтьевна осветила возможности продвижения библиотеки через социальные проекты, опираясь на опыт работы клуба для многодетных и семей с детьми с особенностями развития «Навстречу солнцу». Участников семинара впечатлил объем и содержание работы специалистов библиотеки с особенными семьями, организация работы клуба, фотовыставка «Дети солнца», мастер-классы с консультациями психолога, школа волонтера, арт-терапевтические занятия для родителей «особенных» детей, способы привлечения волонтеров и узких специалистов. Наталья Леонтьевна обратила внимание участников семинара на то, что социальные проекты – это только один вид деятельности по продвижению библиотеки в СМИ, что Минская областная библиотека им. А. Пушкина использует возможности практически всех других доступных каналов: участие библиотечных специалистов в программе «Мировое утро» на радио «Мир» в рубрике «Книжный эксперт»; ведение страниц и рубрик в социальных сетях; публикации в печатных и электронных СМИ и др.

В работе семинара принимала участие приглашенный эксперт, журналист из г. Псков Ольга Игоревна Миронович. Ольга Игоревна призвала участников семинара привлекать к написанию пост-релизов, статей о библиотечных мероприятиях профессиональных журналистов, которые умеют сделать из обыденного, на первый взгляд, события настоящую сенсацию. И это делает библиотечное пространство привлекательным для населения.

Подводя итоги семинара, Людмила Владимировна Слабченко дала следующие рекомендации участникам по формированию имиджа библиотеки: «Нужно учитывать предпочтения современных читателей, которым интересно то, что их касается, приносит пользу, развлекает и вызывает эмоции. Нужно самостоятельно находить интересные темы внутри собственной библиотеки; спикеров, которые могут увлеченно рассказать о своем  учреждении; стараться писать тексты без штампов и канцеляризмов, просто и понятно; помнить, что библиотеки, как и многие сейчас, находятся в инфополе с жесткой конкуренцией за внимание людей. Нужна коммуникационная стратегия - документ, который позволит всем без исключения библиотекам выстроить стратегию продвижения в рамках региона, повысить их востребованность населением через информирование в СМИ, проанализировать свои сильные и слабые стороны, найти свою целевую аудиторию».

Закрывая семинар, Татьяна Николаевна Миронова сделала следующие выводы: «Стремление библиотекарей сделать жизнь людей насыщенной книжными открытиями и интересными событиями; создать комфортные и доступные всем категориям, включая людей с ОВЗ и инвалидностью, условия для получения и переработки информации, организации свободного времени, постепенно подводит жителей города к потребности посещать библиотеки, и мы это наблюдаем сегодня. Но мы, действительно, пока рассказываем о себе крайне мало и преимущественно в профессиональной периодике. Мы почти не используем, к сожалению, такой актуальный формат получения информации, как подкастинг. Поэтому на первый план в решении задачи формирования положительного имиджа библиотеки в СМИ выходит максимально возможное расширение источников для публикации статей, пресс-релизов, анонсов, афиш, аналитической информации, созданных нами ресурсов; для обмена мнениями и просто человеческого общения. И в этом наш главный помощник - служба по связям с общественностью. Согласитесь, даже если мы создали уникальнейший, полезнейший, интереснейший ресурс, но не презентовали его, не рассказали и не показали везде, где только возможно, он, скорее всего, будет мало востребованным продуктом. И начинать распространение информации нужно, прежде всего, с коллег по профессии. Кто, как не мы сами, может повлиять на рост числа посещений и обращений к нашим электронным ресурсам, библиотечным фондам и услугам, рекомендуя людям то, что уже сделано? Специалисты, выступившие сегодня, познакомили нас, профессионалов, с уже созданными продуктами, внедренными услугами, помогающими привлечь к библиотекам внимание населения. Несомненно, такой обмен информацией вдохновляет и вызывает желание сделать еще больше и еще лучше. Будем работать, коллеги!».

 

Татьяна Миронова

Авторизуйтесь чтобы оставить комментарий! Войти?
Напишите комментарий первым!