Глава Чувашской Республики Олег Николаев подписал указ, которым учредил День чувашской вышивки – 26 ноября. Дата выбрана неслучайно. 26 ноября – день рождения Екатерины Иосифовны Ефремовой, советской художницы по вышивке, внесшей огромный вклад в развитие народного искусства на профессиональной основе и сохранившей традиции ручной счетной вышивки на предприятиях художественных промыслов Чувашии.
Накануне праздника библиотекарь Центра семейного чтения им.М.Шумилова провела исторический экскурс в историю чувашской вышивки «Три солнца» для учеников 7 класса Средней общеобразовательной школы №53.
Ребята узнали о том, что самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка. Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка. Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета - приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже - синими и коричневыми) цветами. В вышивке верховых - строгая гамма цветов в орнаменте, филигранные мелкие швы и узоры; у анатри - крупные многоцветные рисунки, сочетающиеся с мелкими стилизованными узорами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки. Имея сходство с вышивкой других народов Поволжья (в приемах шитья, в орнаментальных мотивах), чувашская вышивка выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток. Наряду с вышивкой чуваши занимались узорным тканьем поясов, сурпанов, тесьмы, витьем шнуров. Вероятно, под влиянием башкирского и татарского населения среди чувашей Приуралья прочно утвердилась традиция узорного тканья занавесей (чаршав) и многоцветных шерстяных ковров (палас). Широкое распространение получило шитье бисером, монетами, раковинами-ужовками (хуртпусси), особенно при изготовлении головных уборов и украшений.
Библиотекарь отметила, что в чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь.
Вышивка исполнялась на домотканом (чаще конопляном) холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Вышивали также шелками. На базарах покупали шелк-сырец, пряли и красили в домашних условиях. Иногда применялась серебряная и золотая нить, особенно при расшивке высокохудожественных уборов - масмаков, сурпанов, сарă. Хлопчатобумажные и льняные нитки шли на крупные и менее ценные вышивки. В чувашской вышивке насчитывается более 30 типов швов, которые выполнялись как на белом холсте, так и на красной, выкрашенной мареновой краской, основе. Вышивальщицы использовали при этом и одностороннюю, и двустороннюю вышивку.
Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йĕпкĕн) - мелкие стежки, вытянутые в одну линию - прямую или ломаную.
Роспись являлась двусторонним швом. Она применялась при вышивании масмаков, сурпанов, наплечной вышивки хулçи, окаймлении узоров нагрудной вышивки на женской рубашке анатенчикĕскĕ и поясного наряда сарă и т. д.
Косой стежок (хантăс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кĕскĕ, вышивке поясных подвесок, масмаков.
Гладьевым швом сплошь покрывалась поверхность вышиваемого участка ткани. При этом каждая вышитая нитка состояла из стежков, подобных росписи. Шов был двусторонним, имел различные формы, в том числе квадратики (чăрмалла), кирпичики (паклава), ромбики. Они встречались особенно на сурпанах, сарă, свадебных платках, покрывале невесты.
Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верхней одежды, для окаймления масмаков, сарă, хулçи, концов сурпана.
Обычно при вышивке узоров применялось сразу несколько видов швов, т. е. швы сочетались. Так, контурным швом йепкĕн наносилось на холст очертание узора, после чего швами чăрмаллахантăс заполнялось все поле контура. Кроме этих, наиболее характерных, существовал ряд других швов: шулам - косой гладьевой, хĕреслĕ тĕрĕ - крестик, хăю - простой стебельчатый, майратĕрри (шăтăкла) - тамбур и т.д. Вышивальщица, варьируя их в зависимости от типа предмета, создавала замечательные произведения искусства, которые явились значительным вкладом в мировую культуру.
Проходят века, но и в наши дни старинная чувашская вышивка выглядит современной, поражает своей красотой. В то же время постепенно стали забываться не только гаммы цветов, но и швы, и узоры, их смысловое значение. Остались единичные мастера, являющиеся оригинальными художниками, создающими из известных орнаментов свою композицию. Молодому поколению нельзя забывать швы, узоры, секреты народной вышивки, которые через темень и дым курной избы, через тысячелетия донесли наши предки до нас.
День чувашской вышивки – не просто дань уважения и восхищения мастерством народных умельцев, это возможность ощутить в руках тепло нитей, которые соединяют времена и судьбы, территории и события, прошлое и настоящее народов, живущих в Чувашии!
Традиции и обычаи России, ее самобытность и особенность складываются из тысяч уникальных культурных кодов, подобно тому, который зашифрован в чувашском орнаменте.
Федеральное агентство по делам национальностей высоко оценило объединяющий потенциал акции «Вышитая карта Чувашии». Это не просто произведение искусства, это – приглашение к дружбе и добрососедству.
На «Вышитой карте России» радуют глаз изумрудно-зеленые леса, ярко-синие реки, солнечно-желтые пашни, ослепительно-белые снежные равнины, соединенные красной нитью нашей любви к Родине. Несмотря на то, что все мы разные, по-своему уникальные,
необычные, культурно уже давно интегрированы друг в друга и потому едины, живя в огромной стране. Россия укреплена многовековым наследием и многонациональностью. Подтверждение этому – вышитая карта!
Впервые в России силами мастеров из всех регионов вышита карта страны.
Выставка состоит из самой карты размером 3,3 х 6,7 м и 82 вышитых панно с образцами этнической вышивки народов России. Также в экспозицию входят карта Чувашии размером 2,32х3,10 м и сурпан длиной 6 м (головное покрывало чувашских женщин) – результаты труда вышивальщиц Чувашской Республики.
Фрагменты карты вышиты вручную мастерицами каждого региона и соединены в единое полотно. На карте изображены традиционные узоры разных этносов, проживающих на территории современной России.
На одном полотне можно увидеть почти все локальные виды вышивки: тамбовский крест, орловский спис, иркутскую и владимирскую гладь, ивановскую строчку, нижегородский гипюр, тарусскую и кайтагскую вышивку, смоленские украсы, селькупское бисероплетение, поморское золотное шитье…
Наглядно представлены специфические виды вышивок: ковровая, двусторонний крест, двойной тамбур, цветная перевить, вышивка на сетке, вышивка бисером, жгутом.
Татьяна Игряшова