14 сентября
Е.Н. Жачева показала на примерах имеющиеся в орнаментации отличия: сурпаны низовых чувашей богато орнаментированы крупными узорами, но в них чувствуется сильное татарское влияние; у верховых чувашей сурпаны украшены большим количеством мелких узоров; средненизовые чуваши свои сурпаны богато орнаментировали крупными геометрическими фигурами. Гости не без удивления заметили, что концы сурпанов средненизовых чувашей разные.
Большой интерес вызвала демонстрация способов подвязывания сурпанов. Оказывается, способы ношения этого женского головного убора различаются не только в целом у трех этнографических групп (тури, анатри и анат енчи), но и 10 подгрупп, объединяемых в эти группы. Женщины основной части верховых чувашей сурпан вешали на шею, перекинув его концы через плечи на спину и закрепив их поясом. Низовые чуваши обвязывали голову сурпаном, а концы расправляли и протягивали вниз, закрывая всю спину. Средненизовые чуваши обвязывали голову, один расправленный конец свисал посередине спины, другой конец расправлялся и под углом размещался на лопатке.
Е.Н. Жачева, отвечая на многочисленные вопросы, рассказала гостям и участницам клуба чувашской вышивки о том, что самые длинные сурпаны были у низовых, а самые широкие - у средненизовых; что увлечение вышивкой, вопреки распространенному мнению, не вызывает ослабления зрения при правильном использовании освещения; что мастер заинтересовалась чувашской вышивкой в сорокалетнем возрасте, после смерти матери, а раньше увлекалась вышиванием крестиком и мн. др.
Пришедшие на мастер-класс вышивальщицы и читатели библиотеки безусловно обрели много нового для себя. Члены клуба «Тĕрĕ тĕнчи» получили советы и наставления от признанного мастера вышивки.
Подготовила руководитель клуба Надежда Кузнецова